14 видов детских травм, которые приводят к проблемам во взрослой жизни

Травмы развития

Травмы развития — это то, что случилось с человеком в детстве, или в подростковом возрасте. Раньше было принято считать, что большинство травм развития – это продукт от жизни в дисфункциональной семье, неправильного воспитания, непонимания потребностей ребенка.

Все так, но это только верхушка айсберга. Сколько благополучных семей сталкивается с проблемой реабилитации детей после перенесенного травматического опыта?  

Ошибки в воспитании совершают если не все, то большинство родителей. Даже в благополучных семьях, каждый родитель сталкивается с конфликтами интересов, когда хочется работать, достигать успеха, и необходимостью уделять достаточно внимания детям.

Женщина не может и не должна отказываться от профессионального роста, но и внимание собственным детям – тоже необходимо.

В конце статьи — интерактивный онлайн-тест «Опросник тяжелого детского опыта».
Каждый балл теста — это вероятность развития проблем во взрослой жизни.

Считается, что если бы в детстве не было травм развития, то человек легче проживал бы и проходил различные кризисные состояния, поскольку у него было бы достаточно ресурса для этого.

Травмы развития субъективны по восприятию, однако, они дают сильный импульс на изменения и провоцируют экзистенциальный кризис.

Более того, прожитые и переработанные травмы развития дают человеку новые возможности, позитивные изменения, и определяют его личностные особенности.

Когда травмы развития провоцируют экзистенциальные кризисы, то в момент кризиса человеку больно и страшно, но когда он перерабатывает эти травмы, или переживает экзистенциальный кризис, приходит понимание, что если бы не было этих травм, не было бы набранной силы, осознанности и нового ресурса.если бы не было этих травм, не было бы набранной силы, осознанности и нового ресурса.

С одной стороны, травмы развития отрицательно сказываются на прохождении возрастных кризисов. Они могут их замедлить, либо увести в деструктивное русло.
С другой стороны, с их проживанием, человек становится уникальным. Благодаря им, нарабатываются различные качества, и приобретаются новые возможности.

Травмы развития делают человека особенным, как в негативную сторону, так и в позитивную.
Особенный — значит имеет особенные ценности, защиты, реакции на окружающий мир.

Важно понимать, что любое заострение личности получено через травму. Сломается человек, или станет сильнее, зависит от особенностей его психики.
14 видов детских травм, которые приводят к проблемам во взрослой жизни

Виды травматических ситуаций

1. Отсутствие родительской заботы, эмоциональная и физическая депривация (невозможность удовлетворить базовые потребности) в первые годы жизни:

— детские дома,
— больницы без мамы,
— недоношенные дети в кюветах.

2. Длительная, или часто повторяющаяся сепарация ребенка и матери:

— больницы,
— отдали бабушке,
— постоянная передача детей при разводе родителей то маме, то папе;
— мама часто уходила либо пропала на полгода.

3. Отвержение ребенка.

— отдали няне и забыли (когда няня не помощник, а замена мамы);
— пятидневки в детском саду;
— отвержение ребенка вследствие послеродовой депрессии матери;
— неготовность матери к материнству (архетипические роли мама-сестра, мама-дочка).

Архетипические роли:

мама — это принятие, кормление, постоянная доступность, надежность, привязанность, эмоциональное насыщение, развитие зоны чувств, эмпатии.

отец — защита, материальное обеспечение, социальные связи, социализация ребенка.

мама-сестра — принимает ребенка только тогда, когда хочет. Когда хорошее настроение, либо ребенок хорошо выглядит. Необходимо заслуживать очки. Принимает таким, каким ей хочется — одетым, красивым и т.п. Мама-сестра наказывает, как только ей что-то не нравится.

мама-дочка — моя дочь в пять лет мой друг. Ребенок говорит: «мам, не кури». Раннее обсуждение постельных сцен и выстраивание отношений с ребенком как со взрослым другом.
Мама становится ребенком своего ребенка. Если мама бесконечно плачет, ребенок вынужденно станет родителем (парентификация). Мама должна оставаться опорой.

4. Недостаток понимания потребностей ребенка.

Необходимо понимать психотип ребенка и принимать его интересы и потребности, даже если они отличаются от интересов родителей.

Понимание возрастных, характерологических потребностей. Уважение к ним

5. Отсутствие защиты и безопасности.

Невротичные мама или папа.

6. Низкий социально-экономический статус, бытовая неустроенность.

Проблемы сравнения. Особенно — при низком финансовом уровне в сравнении с окружением. Субъективная неустроенность на фоне своего социума.

7. Завышенные требования к ребенку.

Непонимание возрастного развития ребенка и его возможностей.

8. Зависимости в семье.

Из-за любого «увлечения» родителей страдают все члены системы, в том числе и дети.

Не обязательно химическая зависимость. Любовная, физическая, игровая…

9. Насилие

физическое, эмоциональное, сексуальное, духовное — религиозность, сектанты.

10. Инвалидность члена семьи.

Внимание перераспределяется, ребенок может пойти по вектору «Спасатель».

11. Безуспешное соперничество за внимание и любовь родителей.

Невозможность выиграть соперничество, любимчиком все равно не стать. Ребенок чувствует вину в том, что родители его не приняли.

12. Гиперопека

Ребенка научили брать, не отдавая взамен, просто по праву рождения. Такой человек не способен в дальнейшем взять на себя родительскую ответственность, не способен давать.

13. Противоречивое воспитание.

Разные принципы воспитания, противоречивые ценности и нормы в семье.

Пограничные родители могут иметь противоречивые ценности и сочетать их в одном человеке — маме или папе (БАР, ПРЛ). Ребенок вынужден быть мощным эмпатом, чтобы угадывать настроение мамы и понять, будут ли его сегодня хвалить, или наказывать за один и тот же поступок.

Отсутствует понятие нормы — сегодня так, завтра иначе в одних и тех же ситуациях.

14. Отрицание проблем, ложь и поддержание иллюзий.

Семьи-витрины. Пьющая семья идет в выходной день в лучшей одежде в зоопарк.

Ребенок ищет оправдание поступкам родителей, словно внушает себе: “Не верь себе. Ты просто не понял.

Ребенок (подросток) мучается и сомневается в адекватности своего восприятия окружающей действительности через постоянные обесценивающие шутки, обвинения и запугивания со стороны.

10 голосов, 5 в среднем
131

Опросник "Тяжелого детского опыта"

1 / 10

Случалось ли так, что взрослый или кто-нибудь старше вас минимум на пять лет когда- либо:
- трогал, или ласкал вас,
- или заставлял вас трогать его/ее тело с намеком на секс,
- или намеревался потрогать (трогал) вас неподобающим образом,
- или совершил над вами сексуальное насилие?

2 / 10

Страдал ли кто-либо из ваших домочадцев:
- депрессией, или психическими заболеваниями?
- Пытался ли кто-либо из домочадцев покончить с собой?

3 / 10

Возможно, вы потеряли своего биологического родителя по причине:
- развода,
- смерти,
- отказа от вас или любой другой причине?

4 / 10

Случалось ли так, что вы часто или очень часто:
- ощущали, что никто в вашей семье вас не любит, или не проявляет к вам интерес?
- возможно, вы чувствовали, что члены вашей семьи не заботятся друг о друге, не чувствуют близости, не поддерживают друг друга?

5 / 10

Случалось ли так, что вашу мать или другого близкого человека часто или очень часто:
- толкали, хватали,
- избивали или бросали что-нибудь в нее/него?
- Возможно, ей/ему угрожали ружьем или ножом?
- Возможно, это происходило на ваших глазах?

6 / 10

Случалось ли так, что вы часто или очень часто:
- ощущали, что вам не хватает еды?
- Возможно, вам приходилось носить грязную одежду?
- Возможно, ваши родители были слишком пьяны или под кайфом, чтобы заботиться о вас, или сводить к врачу в случае необходимости?
- Возможно, у вас было чувство, что никто вас не защищает?

7 / 10

Случалось ли так, что родитель или другой взрослый, проживающий с вами, часто или очень часто обижал Вас?
- бранил, или оскорблял Вас?
- притеснял, или унижал Вас?
- возможно, он действовал таким образом, что вы боялись физического насилия?

8 / 10

Случалось ли так, что родитель или другой взрослый, проживающий с вами, часто или очень часто применял к Вам физическую силу?
- толкал, или хватал Вас?
- шлепал, или бросал в Вас что-нибудь?
- возможно, однажды он ударил вас настолько сильно, что у вас остались следы удара, или вы получили травму?

9 / 10

Сидел ли кто-либо из ваших домочадцев в тюрьме?

10 / 10

Проживали ли вы с кем-либо, кто был склонен к зависимости, или злоупотреблял:
- спиртными напитками, или был алкоголиком,
- употреблял наркотики?

Your score is

Выход

Спасибо за отзыв!

Если результат теста 3 балла и более, то это повод заняться реконструкцией своего детского или подросткового опыта, который можно перепрожить, чтобы он стал ресурсом. Есть много различных техник для самостоятельной работы, а начать можно с медитации «Матрешка».

Если у Вас есть активная психотравма, связанная с потерей, отвержением, разрывом отношений, она накладывается на детский отрицательный опыт, и с этим в одиночку справится не легко, поэтому лучше обратиться к специалисту.

Можно начать с бесплатной диагностической сессии, чтобы понять — продолжить справляться самостоятельно, или все-таки, обратиться к психологу.

0

Автор публикации

не в сети 4 недели

Ирина Яшина

10
Клинический психолог. Помогу справиться с эмоциональной болью, негативными эмоциями и тяжелыми переживаниями эффективными и проверенными методами.
Комментарии: 3Публикации: 240Регистрация: 20-08-2022

Ирина Яшина

Клинический психолог. Помогу справиться с эмоциональной болью, негативными эмоциями и тяжелыми переживаниями эффективными и проверенными методами.

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Бесплатная диагностика

Заполните эту форму, и я свяжусь с Вами по WhatsApp в ближайшее время.

Сайт защищён Google reCAPTCHA с применением Политики конфиденциальности и Правилами пользования .